К основному контенту

GPS и ГЛОНАСС отдыхают: придумана более точная система автонавигации!

GPS и ГЛОНАСС отдыхают: придумана более точная система автонавигации!

Гражданские системы навигации работают с использованием данных о местоположении наземных объектов, передаваемых с глобальных спутниковых систем позиционирования: американской GPS (полностью развернута в 1993 году) либо российской ГЛОНАСС (полностью развернута в 1995 году).


Эти спутниковые системы разрабатывались по заказу министерств обороны для точного наведения ракет на наземные и морские неподвижные и подвижные объекты, на летящие самолеты и ракеты, а также для запусков космических кораблей и спутников. И GPS, и ГЛОНАСС являются собственностью министерств обороны США и РФ. Когда в 1983 году президент США Рональд Рейган разрешил гражданское использование GPS, точность позиционирования была искусственно уменьшена применением специальных алгоритмов обработки сигналов, применяемых для измерений координат (наверняка, такая же ситуация и гражданским применением ГЛОНАСС). Для военных и аэрокосмических приложений бортовые системы навигации используют данные GPS (или ГЛОНАСС), корректируемые бортовыми Инерциальными навигационными системами (INS), в результате чего обеспечивается высочайшая точность определения координат.



В такой точности не было необходимости пока GPS-навигаторы использовались водителями автомобилей в паре с электронными картами как инструменты поиска пунктов назначения, прокладывания к ним маршрутов, расчетов расстояний. И сейчас водителям и туристам не нужны высокоточные определения координат. Но когда стали появляться беспилотные автомобили, управляемые роботами, которые должны не только следовать заданным маршрутам движения, но и отслеживать расстояния до ближайших автомобилей, мотоциклов, велосипедов и пешеходов и своевременно тормозить или делать какие-либо маневры для обеспечения безопасного движения и «себя любимого», и всех участников дорожного движения, традиционные GPS-навигаторы явно неприменимы. И в самоуправляемых дронах «автопилоту» также недостаточно точности GPS-навигаторов, из-за которых они могут врезаться в высотные дома, низколетящие самолеты и другие воздушные объекты. Ко всему сказанному стоит добавить, что сигнал GPS незашифрован и его могут исказить (а еще проще – заглушить) киберпреступники. Поэтому беспилотные автомобили оснащаются дополнительными системами наблюдения за окружающей обстановкой – видекамерами, лазерными дальномерами, сонарами и т. д. Но если автомобиль еще можно «напичкать» такими «наворотами», то в дронах, где каждый грамм полетного веса на учете, такое решения явно неприемлемо.

И вот ученые Калифорнийского университета в Риверсайде разработали альтернативу спутниковой автомобильной навигации - систему, основанную на анализе непрерывно меняющейся электромагнитной картины сигналов сотовой связи, радио- и телевещания, Wi-Fi-сетей и других источников электромагнитных волн, работающих по пути движения автомобиля. Тестирование этой системы показало, что она намного точнее, чем GPS, и эта точность вполне достаточна для безопасного вождения автопилотом и автомобиля, и дрона.

См. также:

Комментарии

ПОПУЛЯРНОЕ

eLoran и «еЧайка»: когда морская навигация получит надежную систему позиционирования?

Как предотвращать аварии в своих электрических сетях и энергооборудовании?

Российский рынок IoT-решений для бизнеса: статистика и прогнозы

Первым действительно умным городом России станет «нейронный город» Тюмень: как это повлияет на коррупцию?

Арсенида бора: когда новый дешевый материал для охлаждения микропроцессоров выйдет на рынок?