К основному контенту

eLoran и «еЧайка»: когда морская навигация получит надежную систему позиционирования?

eLoran и «еЧайка»: когда морская навигация получит надежную систему позиционирования?

Работа системы спутниковой навигации, без которой не обходится ни одно морское и воздушное судно, может быть удаленно заблокирована, например, глушением спутникового сигнала. На авиалайнерах функционирует дублирующая навигационная система, благодаря чему сбои в GPS-системе не приведут к «ослеплению» штурмана, чреватому потерей курса, а вот на кораблях дублирующей системы нет, и они при сбоях GPS-систем могут пойти неправильным курсом, в результате чего попасть в катастрофу.


Самые известные и часто повторяющиеся примеры внешнего отключения GPS-системы в последние несколько лет буквально преследуют южнокорейских рыбаков, которые вынужденно возвращают свои суда к причалам, вследствие исчезновения сигналов спутниковой системы навигации. В блокировке этих сигналов подозревают спецслужбы КНДР, но «не пойман - не вор». Как бы там ни было, в Южной Корее пришли к необходимости отказа от GPS-навигации и замене ее системой «наземной» радионавигации, излучающей сигналы значительно большей мощности, чем спутниковые передатчики. Ее «прародительницей» можно считать систему LORAN (LOng RAnge Navigation), разработанную в США и обеспечивавшую радионавигацию кораблям ВМС США и Великобритании во времена Второй мировой войны.

До 2010 года в морском судоходстве США работала навигационная система LORAN-С, которую прекратили применять всего 6 лет назад после всеобъемлющего оснащения торговых и рыболовецких судов системами GPS (в России до сих пор используется аналог системы LORAN-С под названием «Чайка», разработанной в СССР в 1958 году).



В середине 90-х годов в США началась разработка системы нового поколения - eLORAN, в которой осуществлен переход на цифровую обработку сигналов, благодаря чему точность определения координат доведена до показателя спутниковой навигационной системы (до 1 м, а в системе LORAN-С координаты определялись с точностью до 150 м). При этом вследствие использования в системе eLORAN длинноволнового диапазона она обладает высокой помехоустойчивостью, а мощность радиосигнала в eLoran примерно в 1,3 млн раз выше сигнала со спутникового передатчика. Так что заглушить радиосигнала системы eLoran будет очень сложно.

Работа над проектом eLoran в США проводится, можно сказать, «от случая к случаю» (от финансирования до финансирования). В России также начинались работы по модернизации системы «Чайка» в ее «цифровое воплощение», которое условно называли «еЧайка». Но они пока что заморожены по той же причине «эпизодического финансирования», что и в США системы eLoran. А вот Южная Корея, похоже, скоро получит свою систему «наземно-морской навигации», которая будет работать на морских судах в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в качестве дублирующей GPS-навигацию). О глобальной же системе наземной радионавигации морякам пока что остается только мечтать.

См. также:

Комментарии

ПОПУЛЯРНОЕ

Китайцы будут освещать город с помощью искусственных «лун» - идею украли у нас!

Первые системы на базе искусственного интеллекта для защиты от кибератак будущего

Бесплатная навигационная программа для яхт и катеров: что выбрать?

Что такое Dust Networks и как она работает?

Арсенида бора: когда новый дешевый материал для охлаждения микропроцессоров выйдет на рынок?