К основному контенту

Особенности машинного зрения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)


В последнее десятилетие семейство беспилотных летательных аппаратов «прирастает» сотнями малогабаритных моделей, основная масса которых выпускается небольшими компаниями. И хотя в «большой авиации» уже давно используются системы автоматического управления полетами самолетов, эти автопилоты пока что не рискуют применять при взлетах и посадках грузовых и пассажирских воздушных судов. Причина - низкие скорости обработки изображений, получаемых с видеокамер, и данных о рельефе поверхности и расстояниях до нее, получаемых с лазерных сканирующих устройств (лидаров), вследствие чего современные системы машинного зрения неспособны выдавать информацию автопилоту с допустимыми задержками сигнала, а опоздания здесь - смерти подобны.


Возможно, потому что вертолеты приземляются с очень низкой скоростью, создание для них систем машинного зрения - более легкая для реализации техническая задача, которая может быть решена в ближайшее время. На сегодняшний день уже несколько компаний из Европы и США приступили к проведению испытаний экспериментальных образцов разработанных ими систем машинного зрения, предназначенных для использования в автопилотах вертолетов. Одна из таких электронно-оптических систем создана компанией Airbus Helicopters (дочернее предприятие Airbus Group -крупнейшей европейской корпорации аэрокосмической промышленности) и называется она Eagle (не подумайте, что имя должно ассоциироваться с «орлиным зрением»: это - аббревиатура целевого назначения системы - Eye for Autonomous Guidance and Landing Extension).

Система Eagle (на фотоиллюстрации к блогу - черный кубик в носовой части вертолета H225) в ходе полетных испытаний обеспечила возможности поиска нескольких подходящих для приземления природных площадок на расстоянии до 3,2 км от летящего вертолета, а также непрерывного обозрения и анализа рельефа местности вплоть до посадки вертолета (принципы работы машинного зрения Eagle разработчики не раскрывают). Важно, что все эти функции выполнялись аппаратно-программным комплексом, встроенным в систему, то есть Eagle - полностью автономна.

Параллельно с разработкой системы Eagle, в корпорации Airbus Group, проходят испытания системы машинного зрения для БПЛА аэротакси Vahana, которое создается конструкторами «внучатой» компании Airbus Group - A3 (основанной в Силиконовой долине тремя дочерними компаниями Airbus Group - Airbus S.A.S. + Airbus Helicopters + Airbus Defense and Space). Вторая (для Airbus Group) система разработана американской компанией Near Earth на базе лидара, выполняющего при посадке непрерывное сканирование поверхности приземления, конечным результатом которого является динамическое трехмерное изображение ландшафта на мониторе летчика. Причем для компенсации возможных искажений в передаче данных вследствие перемещений аэротакси используется их корректировка на основе данных, получаемых от инерциальных датчиков.


См. также:

Комментарии

ПОПУЛЯРНОЕ

eLoran и «еЧайка»: когда морская навигация получит надежную систему позиционирования?

Российский рынок IoT-решений для бизнеса: статистика и прогнозы

Как предотвращать аварии в своих электрических сетях и энергооборудовании?

Первым действительно умным городом России станет «нейронный город» Тюмень: как это повлияет на коррупцию?

Китайцы будут освещать город с помощью искусственных «лун» - идею украли у нас!