Для передачи непрерывно растущих протоков данных в глобальных масштабах сегодня используются проводные и оптоволоконные сети (наземные, подземные, подводные), а также технологии радиосвязи (в том числе спутниковые) в различных частотных диапазонах. Лазерная связь еще не вышла за рамки исследований, хотя специалисты по телекоммуникациям именно на нее возлагают самые большие надежды в части повышения пропускной способности каналов связи.
Лазерные приемопередающие системы пока что применяются в качестве вспомогательных средств, дублирующих радиоканалы либо «подстраховывающих» их при пиковых нагрузках. Но вот американская компания Airborne Wireless Network (ABWN) взялась за разработку глобальной телекоммуникационной сети Infinitus Super Highway, основанной на установлении связи между летящими самолетами посредством радио- и лазерных терминалов, которая сможет обеспечивать передачу данных не только между авиалайнерами, но и с кораблями, морскими нефтяными платформами и наземными станциями (в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах земного шара, страдающих от отсутствия доступа в Интернет).
Сеть Infinitus Super Highway, к которой будут подключены тысячи летящих самолетов, вполне может стать значительно более экономичной альтернативой спутниковым телекоммуникационным группировкам OneWeb и SpaceX, проекты которых уже находятся в стадии реализации. Ну и пусть будет побольше проектов «хороших и разных», конкуренция между которыми за пользователей позволит минимизировать тарифы на Интернет «из поднебесья»!
Итак, в сети Infinitus Super Highway самолетам предписывается выполнение функций ретрансляторов или роутеров, связанных лазерными и радиоканалами между находящимися поблизости авиалайнерами и наземными или находящимися в море лазерными и радиотерминалами. В настоящее время проект компании ABWN находится на этапе «натурных экспериментов», состоящих в исследованиях возможностей связи между летящими самолетами.
Первые эксперименты были проведены в мае текущего года с использованием двух самолетов Boeing 767, которые обменивались данными посредством установленного на них радиооборудования между собой и с наземными станциями. После их успешного завершения, компания ABWN в июле подала заявку на получение патента на технологию Infinitus Super Highway. А в августе подписала договор с германской компанией Mynaric, которая обязалась изготовить и поставить лазерные терминалы для гибридных систем лазерной и радиосвязи, которые будут установлены на двух самолетах Cessna.
То есть второй эксперимент будет направлен на исследование возможностей лазерной связи между летящими самолетами и наземными лазерными терминалами по скорости обмена данными и в части «самосинхронизации» и «самовосстановления» каналов связи. В течение следующего года намечено проведение более крупномасштабных экспериментов с одновременным участием до 20-ти самолетов. И лишь после завершения этой серии «воздушных экспериментов», ABWN намерена выпустить финальные версии программного и аппаратного обеспечения для официального запуска в эксплуатацию сети Infinitus Super Highway.
Комментарии
Отправить комментарий